Сергей Дибров, 28-10-2009
В последние дни я чувствую ностальгию по тем безмятежным временам, когда трибуна Верховной Рады была надежно заблокирована, и наши "народные избранники", занятые друг другом, не мешали нам жить. Но сейчас они сумели договориться и гадят в стахановском темпе, а нам теперь все это разгребать. Еще больше "радуют" их "творческие планы" в форме новых законопроектов, а также реакция СМИ, готовых увидеть в проголосованных документах то, чего там отродясь не было. Сегодня мы поговорим об одном из продуктов бурной жизнедеятельности Кабинета Министров и Верховной Рады – Законе Украины "Про затвердження Загальнодержавної програми імунопрофілактики та захисту населення від інфекційних хвороб на 2009—2015 роки", принятом 21 октября 2009 года.
Начнем с того, что этот документ назвать "законом" можно с очень большой натяжкой. В отличие от законов (например, "О защите населения от инфекционных болезней" и "Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения"), этот документ трудно назвать даже нормативно-правовым актом. Он не регламентирует общеобязательные правила поведения и не рассчитан на неоднократное применение неограниченным кругом лиц. Более того, он вообще никого ни к чему не обязывает. Кроме того, утверждая этот документ, Верховная Рада вышла за рамки собственных полномочий: статья 3 Закона Украины "О защите населения от инфекционных болезней" устанавливает, что разработка и осуществление государственных целевых программ находится в компетенции Кабинета Министров Украины. Вполне логично, что и в 1993-м, и в 2002-м годах подобные программы утверждались Кабмином. Более того, 3 сентября 2006 года КМУ уже один раз утвердил программу иммунопрофилактики на 2006-2015 годы, текст которой мало отличается от того варианта, за который 21 октября 2009 года дружно проголосовала Верховная Рада. На вопрос, зачем было городить огород и утверждать уже утвержденное, дается изумительный ответ: "для престижа".
Однако если присмотреться к тексту утвержденной программы, то можно найти и другие причины такого законотворчества. Например, в ней содержится откровенная ложь. Так, в программе сказано, что в период 2002-2006 годов заболеваемость корью снизилась с 34,61 до 5,08 случаев на 100.000 населения. На самом деле, по данным ВОЗ и МОЗ, в 2006 году в Украине было 42724 больных корью, что составляет 91,6 больных на 100.000 населения. Таким образом, следуя логике Кабмина, за время выполнения прошлой программы заболеваемость корью не уменьшилась в семь раз, как об этом заявили с трибуны Рады главгоссанврач страны А.Беловол и народный депутат В.Корж, а наоборот – выросла втрое. Поздравляю, господа, соврамши, и теперь ваше вранье имеет шансы получить силу закона. Кстати, именно всплеском заболеваемости 2006 года в свое время мотивировалась острая необходимость проведения кампании дополнительной иммунизации против кори и краснухи (пресловутой КаКи). А сейчас оказывается, что с корью у нас тишь да гладь, никакой вспышки не было и в помине. Молодцы, что тут скажешь.
Однако вряд ли законодательное закрепление откровенной лжи является главной целью тех, кто проталкивал данный законопроект. Если присмотреться внимательнее, можно увидеть главное отличие новой программы: наличие приложений, первое из которых предусматривает многократное увеличение финансирования на нужды вакцинации. Что характерно, подобная тенденция наблюдается уже давно. Так, если в в 2001 году на иммунопрофилактику было выделено 76 млн. грн., то в 2006 – уже 177 млн., а в 2009 – без малого 238 миллионов. Очередное удвоение намечено на 2013 год, в котором намечено ассигновать на нужды иммунопрофилактики более 475 миллионов гривень.
Каким образом будут "осваиваться" эти деньги? Есть, по крайней мере, три способа. Во-первых, можно расширять перечень болезней, прививки от которых являются обязательными. Во-вторых, можно закупать вакцины больше необходимого количества, потом распихивать по регионам и списывать. Наконец, можно приобретать все более и более дорогие препараты. Отмечу, что Минздрав не брезговал всеми способами, более того, они прекрасно дополняли друг друга. Так, утвержденный в 2006 году национальный календарь вакцинации определяет в качестве обязательных прививки от десяти болезней, при том, что действующими законами предусмотрено всего лишь шесть. Незаконное внесение в календарь прививок против гепатита В и ХИБ-инфекции, необходимость в которых остается под большим вопросом, позволило не только "освоить" 40 миллионов гривень ежегодно, но и изменить условия тендеров. В результате с рынка ушли недорогие проверенные препараты отечественного и российского производства. Сегодня Минздрав закупает французские, бельгийские, индийские, датские, корейские вакцины. Подавляющее большинство из них не проходило клинических испытаний в Украине и не используется даже в странах-производителях, не говоря уже о США о государствах ЕС. При этом новые вакцины в десятки раз дороже ранее применявшихся проверенных аналогов. В результате ассортимент препаратов для вакцинации детей поменялся практически полностью. Стоит ли удивляться, что сегодняшние дети реагируют на прививки совсем не так, как их родители и старшие братья?
Помимо утверждения на самом высоком уровне пятилетнего плана "освоения" бюджетных средств, утвержденный Радой документ не содержит ничего нового. Так, муссируемые в СМИ слухи о том, что "Верховная Рада сделала прививки обязательными" не имеют под собой никаких оснований. Прививки в Украине были обязательными и раньше: Закон Украины "Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения" был принят 15 лет назад. Однако у нас в стране любое медицинское вмешательство, включая прививки, может быть произведено исключительно с согласия пациента или его законных представителей. Поэтому принцип обязательности нужно понимать как обязанность государства обеспечить каждому гражданину возможность получения бесплатных качественных прививок против болезней, перечень которых установлен законом. Именно это содержится в принятой программе: намечено обеспечить охват плановыми прививками на уровне 95%. Единственным новшеством является положении об обеспечении прививками против гриппа групп риска (охват - 75%). Это позволит невозбранно использовать средства государственного бюджета на приобретение вакцин против гриппа. Судя по всему, такая закупка намечена уже на текущий год, но об этом мы поговорим отдельно.
Что касается "сертификата прививок", то это не что иное, как конкретизация давно имеющихся положений законодательства. Так, ст. 12 Закона Украины "О защите населения от инфекционных болезней" прямо предусматривает, что сведения о профилактических прививках, отказах от них и об осложнениях после вакцинации должны вноситься в "соответствующие медицинские документы". Эта информация документально фиксируется и сейчас, просто теперь документация будет вестись отдельно и называться иначе.
В новой программе можно найти положения, которые ничего, кроме приступа горького смеха, не вызывают. Так, например, намечено создание "эффективной системы холодовой цепи", которая необходима для обеспечения качества и сохранности вакцин. Для этого планируется оснастить соответствующим оборудованием, внимание, 27 (двадцать семь) медицинских учреждений по всей стране. Это значит, что тысячи украинских больниц, поликлиник и фельдшерско-акушерских пунктов в ближайшие годы такое оборудование вряд ли увидят. Помимо этого, предусмотрена поставка оборудования для современной лабораторной диагностики инфекционных заболеваний, которое получат, внимание, 28 (двадцать восемь) медицинских учреждений Украины.
К сожалению, проблема безопасности вакцинации становится все более и более острой. Если в своем письме от 21.09.2009 за № 04.04-22-41-10/2322 главный государственный санитарный врач Украины А.Беловол говорил о 18 детях, умерших в послевакцинальном периоде, то уже через месяц, 23 октября, он упоминал о 24 смертельных случаях. И хотя, по версии министерства, все эти случаи никак не связаны с вакцинацией, спокойствия в обществе и доверия к прививкам они, увы, не прибавляют. Безусловно, в системе иммунопрофилактики нужно что-то менять, но явно не так, как это делается сейчас.
Увы, на документ под названием "Закон Украины", принятый Верховной Радой за 11 минут, без слез смотреть невозможно. Остается надеяться, что Президент воспользуется правом вето и даст возможность депутатам Верховной Рады понять, что законы "для престижа" не принимают, что неплохо хотя бы перечитывать то, что вынесено на голосование, что надо иногда задумываться, за что голосуешь.
О других, гораздо более неприятных сюрпризах, которые готовят для нас "народные избранники" вкупе с родным Министерством здравоохранения, мы поговорим в самое ближайшее время.
Сергей Дибров
Источник: http://infocorn.org.ua/2009/10/28/vakcynacyya_psyhycheskaya_ataka
Recent comments
3 years 42 weeks ago
4 years 3 weeks ago
4 years 3 weeks ago
5 years 16 weeks ago
5 years 22 weeks ago
5 years 35 weeks ago
5 years 49 weeks ago
6 years 3 weeks ago
6 years 7 weeks ago
6 years 10 weeks ago