"2000" №28-29 (422), 11 - 17 июля 2008 года
Роман БАРАШЕВ
О результатах расследования причин смерти учащегося из Краматорска и многочисленных случаев госпитализации после проведения вакцинации от кори и краснухи в Донецкой области «2000» рассказал народный депутат, руководитель парламентской следственной комиссии Виктор КОРЖ.
9 июля проект постановления по этому поводу был зарегистрирован в Верховной Раде.
В состав нашей комиссии входит 15 человек, большинство из них — члены Комитета ВР по вопросам здравоохранения, представители различных фракций, медицинские специалисты, в том числе экс-министр здравоохранения Юрий Гайдаев и бывший заместитель министра здравоохранения Вячеслав Передерий, а также юристы и экономисты.
Мы устанавливали причины смерти подростка из Краматорска Антона Тищенко и массовых осложнений среди привитых граждан, исследовали правовые основания для проведения внеплановой вакцинации.
Тринадцать членов комиссии проголосовали за проект постановления, согласившись с приведенными в нем результатами и со сделанными выводами, и только двое, проявив внутрипартийную корпоративную солидарность, воздержались; это депутаты фракции «Наша Украина» Владимир Карпук и Лилия Григорович.
О смерти подростка
В Донецке — в здании облгосадминистрации — состоялся представительный консилиум, куда от имени комиссии были приглашены ведущие иммунологи, специалисты смежных направлений; нами были проведены консультации с академиками АМН, профессорами, заведующими кафедрами украинских клиник.
Мы утверждаем, что кроме вакцинации, представляющей собой, по сути, инфицирование ослабленным живым вирусом кори, других причин, которые могли бы привести к смерти молодого человека, не установлено.
Предварительные данные патологоанатомических и физиологических исследований говорят о том, что в организме подростка не выявлено никаких иных патогенных вирусов и бактерий, которые могли бы вызвать острое фатальное инфекционное заболевание.
Превалирующим синдромом в развитии болезни оказалась тромбоцитопения и ее крайняя форма — тромбоцитопеническая пурпура, т. е. полное отсутствие свертываемости крови. Это характерный синдром при заболевании острой корью и побочный эффект при введении коревой вакцины. Поэтому члены комиссии и медицинские эксперты считают, что самой вероятной причиной смерти является именно вакцинация.
Также мы отмечаем, что тромбоцитопения — в той или иной степени — была отмечена у нескольких десятков госпитализированных в Донецкой области молодых людей.
Удручает также тот факт, что Антон Тищенко уже дважды был привит вакциной от кори в плановом порядке, и какая-либо необходимость проводить дополнительную вакцинацию отсутствовала. Более того, юноша был совершенно здоров.
Потому просто поражает безапелляционность Минздрава, который практически сразу после смерти подростка вынес вердикт, что его гибель никак не связана с вакцинацией. При этом Министерство ссылалось на редкую болезнь Мошковица, для которой характерна врожденная тромбоцитопения, но у Антона ранее не наблюдалась никаких ее признаков ни в одном клиническом анализе. Да и как можно поверить, что болезнь Мошковица дала убийственную вспышку именно в день вакцинации? Очевидно, что это — очень неуклюжая попытка министерства спасти честь мундира.
Что касается пытавшихся спасти мальчика донецких медиков и действий региональных организаторов здравоохранения, то наша комиссия пришла к выводу, что для подобных форс-мажорных медицинских ситуаций не существует инструкций, стопроцентно регламентирующих необходимые меры. А то, что сделали опытнейшие врачи с 25—30-летним стажем в реанимации, может вызывать только уважение. Они предприняли все, что смогли, но спасти Антона, к сожалению, было невозможно.
Организация иммунизации в Донецкой области проходила согласно приказам, распоряжениям и другим нормативным документам, поступавшим из Кабмина и Минздрава. Мы изучили полный пакет документов донецкого облздрава — все соответствует требованиям.
И предъявленные донецким медикам со стороны Министерства здравоохранения обвинения в том, что организационная работа и помощь пострадавшему были недостаточными, не нашли подтверждения при изучении обстоятельств дела.
О внеплановой тотальной иммунизации
Согласно письменным распоряжениям Минздрава и министра в частности, в Украине была запланирована поголовная вакцинация. Ставилась задача добиться как минимум 95%-го охвата возрастной группы от 17 до 29 лет независимо от перенесенного заболевания корью и ранее сделанных прививок.
При этом организаторы ссылались на рекомендации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Но никакие рекомендации ВОЗ не имеют и не могут иметь приоритета над законодательством Украины. На каких основаниях была выделена именно возрастная группа 17—29 лет, понять просто невозможно. Однако на очень неприятные размышления наводит тот факт, что это — наиболее репродуктивная, социально активная и трудоспособная часть населения.
Ссылка на рекомендации ВОЗ и статистические данные о заболеваемости корью в стране никак не могут служить основанием для принятия такого решения. Более того, в распоряжении Кабмина и приказе Минздрава говорится о том, что перед вакцинацией необходимо провести выборочные исследования, чтобы установить наличие реального иммунитета в этих возрастных группах и учесть это при планировании вакцинации и составлении списков.
Я утверждаю, что на практике при составлении списков данные о наличии иммунитета не учитывались. А учесть их следовало.
Фундаментальные исследования в области иммунопрофилактики однозначно свидетельствуют, что при наличии иммунитета против данных заболеваний дополнительная иммунизация в лучшем случае бесполезна, но может и причинить вред, приводя к угнетению имеющегося иммунитета, к дополнительной аллергизации организма, к долгосрочным негативным последствиям, которые иногда сказываются через годы.
На закупку вакцин тратились огромные деньги, и комиссия ставит вопрос: почему же не были закуплены специальные экспресс-диагностические наборы, которые в считанные часы позволяют установить, есть ли у человека иммунитет к кори и показана ли ему вакцинация или противопоказана?
О непроверенной вакцине
Комиссия отследила путь примененной вакцины. Она поступила в распоряжение ВОЗ без полного пакета документации, т. е. ВОЗ приняла эту вакцину в нарушение собственных требований, и наша комиссия это установила. Мы также знаем, что по очень настойчивым требованиям из этой международной организации вакцина с тем же недостаточным пакетом поступила в Украину. И уже после поступления было дано поручение срочно, по укороченной процедуре получить заключение о ее качестве. Тут также имеет место целый ряд нарушений нашего законодательства.
Министром был подписан приказ о проведении с 26 мая массовой вакцинации среди 9 млн. человек. Но затем почему-то было проведено экстренное совещание, на котором министр потребовал ускорить начало этой кампании, и она началась 5 мая.
Закон требует, чтобы вначале были проведены исследования опытных экземпляров препарата (включая оценку его качества), а также необходимые мероприятия по сертификации — и только после этого, исходя из полученных результатов, принималось решение о ввозе и использовании вакцины. В данном случае все было сделано наоборот.
Поэтому комиссия расценивает эту кампанию как неподготовленную.
Итак, в срочном порядке определяется, что вакцина соответствует качеству, готовится сопроводительная инструкция, для подготовки которой не было в наличии всего пакета необходимых документов. Кроме того, был сделан неаутентичный перевод с английского на украинский. В итоге эта неполноценная инструкция не давала медикам полной информации для грамотного использования препаратов. Так, не были четко сформулированы предостережения, касающиеся беременных, которым вакцина грозила осложнениями, неправильно указаны сроки повышенного риска для этой группы. Инструкция не содержала информации о наличии антибиотика неомицина в составе данной вакцины.
О главном
Были ли вообще какие-либо основания проводить внеплановую вакцинацию? Комиссия пришла к однозначному выводу — не было.
Согласно нашему законодательству, единственным основанием для этого является эпидемия. Она имеет четкие признаки, ее регламентируют министерские документы. В Украине эпидемия объявляется по представлению главного санитарного врача на основании того, что не менее 1% населения страны заболело опасной инфекционной болезнью, и оглашается постановлением Кабинета Министров. Ни соответствующей эпидемиологической ситуации, ни такого постановления не было.
Вакцина была завезена по одноразовому разрешению в нарушение нескольких законов Украины. Одноразовый ввоз вакцин в нашу страну разрешен для проведения экспозиций на выставках, лабораторных исследований и других немасштабных вопросов. Но никак не для массовой вакцинации.
Достойно сожаления, что в официальном ответе на запрос нашей комиссии министерство предоставило массу недостоверной информации. И об эпидемиологической ситуации в стране, и об исполнении норм законодательства. Например, Минздрав написал нам, что количество вакцины определено, исходя из потребностей регионов и отдельных ведомств. Это, мягко говоря, неправда.
Так, Донецкий облздравотдел информировал Минздрав о том, что, согласно выборочным исследованиям, только 22% данных возрастных групп населения Донецкого региона не имеют иммунитета к кори. Харьковский облздрав сообщал, что лишь 15% его не имеют. Ведь при проведении плановых вакцинаций и перенесении этого заболевания устойчивый иммунитет формируется на всю жизнь. То есть 78% населения в Донецкой области и 85% — в Харьковской не нуждались в данной вакцинации.
Государственное предприятие Министерства здравоохранения — Центр иммунобиологических препаратов представил официальные данные, что не имеет устойчивого иммунитета к кори каждый пятый гражданин Украины этих возрастных категорий, т. е. 20%. Возникает вопрос: как можно было, имея данную информацию, добиваться поголовной и срочной иммунизации молодых людей?
На мой взгляд, мы являемся свидетелями чудовищного преступления.
Мы пришли к выводу, что Министерство здравоохранения умышленно дезинформировало членов следственной комиссии, и в ближайшее время я направлю их ответ в Генпрокуратуру для того, чтобы она квалифицировала этот документ на предмет его соответствия закону и дала оценку действиям сотрудников министерства.
Г-н Проданчук в показаниях следственной комиссии говорил, что так называемая преквалификация ВОЗ является достаточным основанием для ввоза вакцины и иммунизации населения. Это тоже неправда.
Преквалификация ВОЗ не имеет никакого отношения к нашему законодательству, которое пусть не в полной мере, но защищает наших сограждан. Процедура преквалификации была введена для стран третьего мира, у которых отсутствует собственная система определения качества иммунобиологических препаратов. Это сокращенная укороченная схема определения качества препаратов, разработанная в первую очередь для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией.
В выводах, предоставленных Счетной палатой Украины, обращает на себя внимание факт, что наше государство закупает за рубежом вакцин на очень большую сумму — тратится порядка 200 млн. грн. в год. Этот показатель даже больше, чем в огромной России. Но в РФ сумели выстроить многоступенчатую современную систему контроля качества иммунобиологических препаратов и их собственное производство.
Несколько попыток наладить производство вакцин в Украине свелись к растраченным кредитам, закупленному, но не работающему оборудованию, выброшенным на ветер деньгам. В итоге мы практически не имеем собственного производства вакцин. Зато на складах «Укрвакцины» годами лежат просроченные вакцинальные препараты, приобретенные сверх потребности за государственный счет.
Члены комиссии, как и все медики, понимают, что вакцинация крайне необходима. В прошлом веке она спасла человечество от целого ряда неизлечимых тяжелейших заболеваний. Но сегодня мы с сожалением отмечаем, что бездарными непрофессиональными действиями руководства Министерства здравоохранения гуманной идее вакцинации нанесен огромный ущерб. Теперь непросто будет вернуть доверие граждан. Первые шаги мы должны сделать уже завтра.
Следственная комиссия ВР в проекте постановления предлагает запретить применение этой непроверенной злополучной вакцины индийского производства в нашей стране, возвратить ее международным организациям, отменить приказ министра здравоохранения о вакцинации.
Нам надо признать, что украинское законодательство по этому вопросу несовершенно. Закончила свое действие прежняя и не разработана новая государственная программа иммунопрофилактики и иммунизации населения, и в постановлении мы указываем на необходимость немедленно разработать концепцию данной государственной программы.
Следует начать организацию производства отечественных вакцинальных препаратов, ведь фармацевтическая база в нашей стране колоссальная.
Построить систему контроля качества данных препаратов на уровне высших мировых стандартов.
Это вопрос государственной безопасности. Если мы этого не сделаем, то и в самом деле станем страной третьего мира.
Оригинал статьи на сайте газеты "2000"
Recent comments
3 years 43 weeks ago
4 years 4 weeks ago
4 years 4 weeks ago
5 years 16 weeks ago
5 years 22 weeks ago
5 years 35 weeks ago
5 years 49 weeks ago
6 years 3 weeks ago
6 years 7 weeks ago
6 years 10 weeks ago