http://domrebenok.ru/2010/04/02/psixicheskoe-zdorove-i-profilaktiche.htmlПсихическое здоровье – одна из главных составляющих здоровья человека в целом. Причем не только в биологическом и медицинском аспекте. Психическое здоровье необходимо для адекватной адаптации человека к природной среде и выживания в ней. Еще более актуален социальный аспект психического здоровья. Наконец, психическое здоровье – это основа человеческой цивилизации, ее научно-технического и духовного развития. Однако, состояние психического здоровья в настоящее время в мире, особенно в развитых странах, тревожно. Отмечается рост количества психических нарушений (алкоголизм, наркомания, психопатические извращения – жестокость, суициды, проституция и др.) Наблюдается также и рост неврозов, связанных с различными стрессовыми факторами – хронической усталостью (переутомлением) у деловых людей, с психогенными конфликтами в семье и в коллективе сотрудников, а также и в современном макросоциуме, в котором присутствуют нередко неразрешимые проблемы – безработица, бедность, социальная невостребованность, неясность перспектив и т. п.
Эти проблемы характерны для взрослого наиболее зрелого и социально значимого населения от 25-45 лет. Но, еще более опасно положение в подрастающем поколении.
За последние 5 лет отмечается небывалый рост тяжелых психических расстройств (эндогенных психозов из группы аутизма) с началом в раннем и дошкольном возрасте. «Эпидемией аутизма» названо это явление в американской научной и практической медицинской литературе.
Ранний детский аутизм – это тяжелое инвалидизирующее психическое заболевание из группы расстройств шизофренического спектра или детский психоз. Впервые он был описан в сороковые годы ХХ века немецкими психиатрами. Встречаемость его в детском населении была очень мала – 4-5 случаев на 10000 детей.
Однако, в настоящее время распространенность этого заболевания выросла в разы и достигает 20—30 случаев на 10000 детей. Но и эти цифры весьма приблизительны, поскольку, к сожалению, системной статистики аутизма в детской психиатрической и педиатрической практике не ведется. И для этого есть ряд серьезных объективных причин.
Во-первых, дети раннего и нередко и преддошкольного возраста наблюдаются исключительно педиатрами и только в особых случаях неврологами, которые в вопросах психического здоровья недостаточно компетентны. Во-вторых, психиатрический осмотр ребенка предусматривается только после возраста трех лет и требует от врача-психиатра специальных знаний в области ранней психиатрии. Следует отметить, что психиатрия раннего возраста или микропсихиатрия – дисциплина новая, формирующаяся, и не каждый врач, даже
психиатр, располагает знаниями в данной области в достаточной степени.
Поэтому распознавание ранних психозов (в нашем случае раннего аутизма) затруднено. Чаще всего состояние ребенка определяется как обычная задержка развития, педагогическая запущенность или даже как невоспитанность, «избалованность» и родителям внушается необоснованный оптимизм на возможную положительную возрастную динамику. Из этого следует, что и диагностика и лечение своевременно не проводятся, психическое состояние ребенка резко ухудшается и к возрасту 4-5 лет достигает уровня детской инвалидности.
В то же время все больше открывается фактов, что ранний детский аутизм –заболевание, связанное с аутоиммунными процессами, которые по тем или иным причинам из физиологических, поддерживающих иммунную защиту организма от вредных воздействий среды (в том числе инфекционных болезней), превращаются в аутоагрессивные, разрушающие здоровье в целом, но особенно нервную систему и психику
Известно, что гомеостаз человека стоит на «трех китах» – нервной, иммунной и эндокринной системах. Эти системы взаимосвязаны и дефицит и дисфункция одной вызывают патологию в другой. Справедливо рассмотреть связь нарастания числа раннего детского аутизма как аутоиммунного (в том числе) заболевания с нарушением функционирования именно иммунной системы организма.
Известно также, что в первые 1.5 года жизни ребенка проводится активная (плановая) иммунизация детского населения в виде многочисленных поли – и моновалентных вакцин, содержащих более 10 различных инфекций (таких как корь, ветрянка, паротит, краснуха, коклюш, полиомиелит, дифтерия, столбняк, гепатит, туберкулез и др.). Предполагается, как обязательное условие, что вакцины содержат тем или иным способом инактивированного (ослабленного) возбудителя болезни. Однако не вызывает сомнения тот факт, что вакцинирование влияет на жизнестойкость иммунной системы и вызывает, в ряде случаев, обратный желаемому результат – не укрепляет здоровье ребенка, а наоборот ослабляет его.